Круглый стол с российскими производителями мотоблоков и мотокультиваторов

Круглый стол с российскими производителями мотоблоков и мотокультиваторов

издательство Статья взята с сайта master-forum и из журнала Gardentools.

Культиваторы и мотоблоки: круглый стол. Участники — производители мотоблоков и культиваторов, а также поставщики двигателей. Чем будем пахать?

Культиваторы и мотоблоки: круглый стол. Участники — производители мотоблоков и культиваторов, а также поставщики двигателей. Чем будем пахать?Культиваторы и мотоблоки — пожалуй, единственное направление сложной садовой техники, в котором значительную долю рынка занимает продукция, сделанная в России. Мотокосы, газонокосилки или садовые трактора в магазинах представлены исключительно импортом, о собственных газонокосилках-роботах пока что не приходится даже мечтать. А вот мотоблоки у нас выпускают ещё со времен СССР и до сих пор, причем по своим характеристикам и возможностям это вполне конкурентоспособная продукция для российского рынка. Более того, в ходе обсуждения даже прозвучало мнение, что продукция российских заводов могла бы быть конкурентоспособной и на мировом рынке, где она пока что представлена слабо.Понятие «отечественный производитель» для мотоблоков или культиваторов изрядно размыто. Сюда можно отнести крупные заводы, в том числе полного цикла, где производится и собирается всё, включая двигатели (таких в России как минимум два — «Калужский двигатель» и «Красный Октябрь — Нева»). Но собственный двигатель — это по нынешним временам экзотика, их ставят лишь на часть моделей. Всё остальное ­ это моторы преимущественно производства «большой тройки» (Briggs&Stratton, Honda, Subaru), либо китайских компаний, в том числе уже завоевавших солидные позиции на мировом рынке (например, Lifan). К производителям можно отнести и в чистом виде сборочные производства.В нашем круглом столе приняли участие практически все работающие на российском рынке компании, подходящие под определение «отечественного производителя». Не удалось получить комментарии только от компании «Красный Октябрь — Нева» (по мнению многих, признанного лидера отрасти) и ГМЗ «Агат» (ранее выпускал мотоблоки «Салют»). Параллельно мы задали ряд вопросов поставщикам двигателей для мотоблоков и культиваторов.

 

УЧАСТНИКИ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОТОБЛОКОВ И КУЛЬТИВАТОРОВ
Руслан Овчинников, коммерческий директор компании «Академия Инструмента» Виктор Журавлев, начальник управления маркетинга и продаж, Завод им. Дегтярёва
Руслан Овчинников, коммерческий директор компании «Академия Инструмента» Виктор Журавлев, начальник управления маркетинга и продаж, Завод им. Дегтярёва
Людмила Ненкина, начальник управления маркетинга и продаж, «Калужский двигатель» Григорий Кораблев, генеральный директор компании «Мобил К»
Людмила Ненкина, начальник управления маркетинга и продаж, «Калужский двигатель» Григорий Кораблев, генеральный директор компании «Мобил К»
Оксана Штефан, начальник коммерческого отделения компании «Норма» Дмитрий Юрченко, заместитель директора по продажам ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»
Оксана Штефан, начальник коммерческого отделения компании «Норма» Дмитрий Юрченко, заместитель директора по продажам ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»
Алексей Сасалин, коммерческий директор компании «Тарпан»
Алексей Сасалин, коммерческий директор компании «Тарпан»

«Тарпан»: необходимо введение таможенных пошлин на ввозимые культиваторы в размере 20 %.

КАК ДАВНО ВАША КОМПАНИЯ ВЫПУСКАЕТ КУЛЬТИВАТОРЫ/МОТОБЛОКИ?

«Академия инструмента»: с 2006 года. Началось всё с маленького производства по сборке лёгких культиваторов. Это была только сборка, без наших разработок. Позже пришли к выводу, что часть узлов необходимо переделывать из­за неудачной конструкции. Именно поэтому в скором времени начались собственные разработки с привлечением инженеров‑конструкторов.

«Завод им. Дегтярёва»: мы занимаемся выпуском мотоблоков и культиваторов более 15 лет. Почвообрабатывающая техника зародились у нас как направление, параллельное производству мототехники. Первая попытка была предпринята довольно давно, ещё до перестройки — разработали и начали выпуск машины на базе двигателя и заднего моста от мотоцикла. В те времена это был один из лучших мотоблоков по функциональности. Правда, выпускался он маленькими партиями, серьёзного спроса не было, и на какое­то время это направление практически заглохло.

В начале 90‑х резко снизился спрос на мототехнику, и мы поняли, что теряем основной источник доходов. Пришлось искать решение проблемы. Проанализировали, что мы можем выпускать на базе наших мощностей, оценили объёмы рынка. В 1998 году весь российский рынок мотоциклетной техники составлял примерно 15 тысяч единиц продаваемой продукции, причём больше половины занимали наши 50‑кубовые мопеды. В то же время рынок мотоблоков был на порядок больше — около 150 тысяч единиц. Направление дальнейшего развития стало очевидным.

«Калужский двигатель»: выпускаем мотоблоки уже 25 лет и постоянно расширяем номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Сегодня можно говорить, что мы предлагаем потребителям самую широкую линейку мотоблоков в России, включающую 18 моделей. Каждый может выбрать необходимую ему технику в зависимости от решаемых задач и бюджета.

«Мобил К»: первый мотоблок был выпущен в 2006 году. Сейчас в линейке пять моделей мотоблоков и мотокультиваторов.

«Норма»: с 2012 года.

«Салют»: ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» в начале 90‑х годов одним из первых российских оборонно­промышленных предприятий разработал и начал выпуск мотоблока семейства «Салют». Таким образом, история производства мотоблоков нашим предприятием насчитывает уже более 20 лет. А сам завод в 2012‑м году отметил свой 100‑летний юбилей.

«Тарпан»: с 1997 года.

КАКОВА ВАША ДОЛЯ РЫНКА? К КАКИМ ЦИФРАМ СТРЕМИТЕСЬ?

«Академия инструмента»: по нашим оценкам мы входим в четвёрку лидеров по количеству производимой продукции. Но планируем увеличить долю рынка за счёт расширения продуктовой линейки.

«Завод им. Дегтярёва»: в настоящее время доля «ЗиД» на рынке мотоблоков и мотокультиваторов составляет порядка 1 %. В перспективных планах — увеличение доли нашего предприятия до 5 %.

«Калужский двигатель»: мы считаем, что наша доля рынка по мотоблочной технике составляет 20 %, при этом мы имеем амбициозные цели и, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию, разрабатываем новые модели и предложения, рассчитанные на различные категории потребителей. Изучаем рынок, новинки, тенденции, учитываем мнения наших дилеров для создания более конкурентоспособной техники, отличающейся надёжностью, облегчающей труд нашим фермерам, дачникам и другим потребителям.

«Мобил К»: доля рынка на сегодняшний день — примерно5–7 %. Наша цель в долгосрочной перспективе — 10 %. Мы не ставим перед собой задачу, чтобы наша техника продавалась везде. Нам важнее, чтобы конечный потребитель получил качественную консультацию и послепродажный сервис.

«Норма»: с учётом всех продаваемых нами машин, а не только тех, что мы собираем сами, мы оцениваем свою долю рынка в 3,5 %. Планируем увеличить её до 5 %.

«Салют»: о каких­-либо серьёзных независимых статистических исследованиях в этой области, которые бы вызывали доверие, мне не известно. Доля рынка, занимаемая производителями мотоблоков, как правило, оценивается исходя из умозаключений и амбиций самих производителей этой продукции. Кроме того, на рынке присутствует продукция импортного производства в большом количестве.

Мотоблок «Салют» представляет собой универсальный мотоблок среднего класса. Если говорить о доле рынка среди отечественных производителей, то, по нашим оценкам, на долю «Салютов» сейчас приходится 12–15 % от общего рынка продаж в сегменте средних. В ближайшие два года мы планируем удвоить эти показатели за счёт проведения работ по совершенствованию, улучшению потребительских свойств и снижению себестоимости изделия. Динамика продаж начала 2014 года показывает, что наши ожидания оправдываются. Рынок по достоинству оценил потребительские качества и богатую комплектацию модели «Салют‑100», которую мы предложили в прошлом году.

«Тарпан»: оцениваем в 10 % (по мотоблокам — 2 %). Стремимся удержать свою долю.

КАКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕННО У ТЕХНИКИ ВАШЕГО ПРОИЗВОДСТВА? В КАКИХ СЕГМЕНТАХ ВЫ СИЛЬНЕЕ, В КАКИХ — НЕТ И ПОЧЕМУ?

«Академия инструмента»: наше основное преимущество в том, что мы отслеживаем тенденции развития рынка почвообрабатывающей техники и стараемся применить новые технологии в своих разработках. Наше производство находится в Перми. И мы сами контролируем качество производимой продукции, на месте принимая решения по тем или иным вопросам.

Техника марки «Целина» отличается тем, что разрабатывается нашими российскими инженерами­конструкторами, которые создают технические проекты с учётом не только новых веяний и наших производственных возможностей, но и особенностей российского земледелия. Так, мы предлагаем своим покупателям широкий спектр мотоблоков разной мощности, от 6 до 9 лошадиных сил. Мотоблоки серии МБ имеют колёса шириной 180 мм (это наше ноу­хау), что позволяет технике быть более устойчивой и маневренной при работе. Поворотная рулевая колонка, возможность электрозапуска, разблокировка колес — всё это делает нашу технику конкурентоспособной, а по каким­то параметрам — эксклюзивной. Также в нашей линейке представлен мотоблок с дизельным двигателем, один из немногих на рынке России.

Одним из наших огромных преимуществ является собственное производство навесного оборудования. Несколько цехов общей площадью примерно 1,5 тысячи квадратных метров, новое оборудование и качественное сырье позволяют выпускать более 120 тысяч единиц продукции в год.

Более 80 видов навесного и дополнительного оборудования, такого как фрезы, грунтозацепы, косилки, прицепы, снегоуборочные приставки и отвалы, делают мотоблок универсальной техникой, которой можно пользоваться круглый год. К тому же всё навесное оборудование сочетается с мотоблоками и культиваторами других российских марок.

Мы производим технику для личного приусадебного хозяйства. В нашей линейке нет профессиональных машин с более высоким моторесурсом для фермеров, коммунальных хозяйств и т. д. Но кто знает, вероятно, в будущем мы сможем охватить и этот сегмент.

«Завод им. Дегтярёва»: по нашему мнению, наша почвообрабатывающая техника является оптимальным вариантом по соотношению цена/качество. Для производства мотоблоков и культиваторов на предприятии используется современное импортное оборудование: ленточные пилы, линия лазерной резки металла, автоматические трубогибные станки, обрабатывающие центры. Кроме того, на заводе очень серьёзное внимание уделяют проверке готовой продукции, причём это не просто выборочная проверка. На специальных стендах проверяют каждый собранный мотоблок, «гоняя» их по 8 минут сначала на малых оборотах, затем на максимальных. Подобная проверка позволяет обнаружить неисправности изделий до отправки их в продажу.

Следует отметить, что на данный момент времени большинство деталей производятся непосредственно на самом заводе, за исключением двигателей и редукторов.

«Калужский двигатель»: наши бренды — одни из самых известных в России. «Ока» и «Угра» пользуются репутацией качественной и надёжной отечественной техники, разработанной для нашего потребителя.

Мотоблок «Угра» имеет два вала отбора мощности, обеспечивающих подключение навесных и прицепных орудий и гарантирующих высокое тяговое усилие (при агрегатировании с приводным адаптером — до 500 кг*с). Шестерёнчатая 4‑ступенчатая коробка передач с правильно подобранными скоростями движения оптимизирована под различные операции — кошение, вспашка, перевозка грузов, что создаёт максимум удобства для оператора и позволяет легко выполнять тяжёлую работу. Высокий дорожный просвет, регулируемая транспортная колея, тяговое усилие до 150 кг*с исключают повреждение растений при работе и гарантируют высокую проходимость. Дисковое металлокерамическое сцепление и шестерёнчатый редуктор обеспечивают выдающуюся надёжность мотоблокам «Угра».

Мотоблок «Ока» оснащён тросовой системой управления. Данное техническое решение повысило надёжность эксплуатации за счёт исключения из органов ходового управления рычагов, тяг и цепочек. Механическая 2‑скоростная коробка передач, клиноременное сцепление, цепной редуктор мотоблока «Ока» гарантируют простоту в управлении и обслуживании. Кроме того, благодаря простой конструкции мотоблоков «Угра» и «Ока» позволяют проводить лёгкий ремонт в полевых условиях и не требуют специальных навыков и знаний. Менеджеры сервисного центра «КАДВИ» всегда готовы проконсультировать потребителя по любому вопросу.

Наша техника комплектуется двигателями ведущих производителей и рассчитана на любую категорию потребителей. Благодаря наличию собственного производства и лабораторий мы имеем возможность проверить технические характеристики и качество поставляемых двигателей. В мотоблочном сегменте наши позиции традиционно сильны, так как мы всегда можем обеспечить наших потребителей запасными частями, предложить высокий уровень сервиса. У нас широкая дилерская сеть. С 2009 года мы начали продажи культиваторов «Садовник», и в настоящее время успешно развиваем данное направление.

«Мобил К»: вся наша техника относится к профессиональной и элитной. Вы не найдёте у нас в конструкции штампованных цепных и червячных редукторов, пластиковых элементов, некачественных приводных ремней и др. При том, что цена остаётся вполне конкурентоспособной. У нас есть собственный конструкторский отдел, поэтому вся техника оригинальная, а не скопированная.

В самом дешёвом массовом сегменте мы не так сильны, потому что нам не интересно производить дешёвые и одинаковые товары «как у всех». Мы стремимся быть уникальными.

«Норма»: надёжная прочная рама, двигатели Briggs&Stratton и Subaru, двойной контроль качества — при производстве рамы и на этапе сборки «рама+двигатель». Мы сильны в самой популярной по мощности и ширине захвата категории — в культиваторах среднего сегмента. Слабые места — нет широкой линейки, пока не успели. Нет пока и мотоблока, но мы работаем над этим. В дешевом сегменте слабы и не стремимся туда в ущерб качеству.

«Салют»: более чем 20‑летняя безупречная история производства мотоблоков под маркой «Салют» уже сама по себе является неоспоримым конкурентным преимуществом. Лидер продаж на сегодняшний день — модель «Салют‑100», в которой мы воплотили всё лучшее, что было наработано за эти годы.

Прежде всего, хотелось бы отметить удобство управления трансмиссией и редуктором, которое было реализовано в «сотке». Рычаг управления перенесён на руль, и теперь оператору не приходится наклоняться или тянуться куда­то, чтобы переключить его в нужный режим. Это уникальная запатентованная «салютовская» разработка, её нет ни на одном другом мотоблоке.

Одно из главных и неоспоримых достоинств мотоблока семейства «Салют» — редуктор собственной разработки. Он отличается от всех возможных аналогов тем, что механизм его выполнен полностью из шестерён. В нём не применяется цепь, традиционная для изделий этого класса, которая от больших нагрузок может растягиваться, провисать и даже рваться. Искушенный покупатель знает, что только полностью шестерёнчатый редуктор надёжен, долговечен и практически не требует обслуживания долгие годы. Однако это не всё. Очень важно при производстве редуктора соблюдать все технологические процессы обработки деталей, вести авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Поэтому уважающие себя и потребителя производители мотоблоков, использующие в производстве своих моделей «салютовский» редуктор, приобретают его у нас. Как показала практика, используемые некоторыми «коллегами» копии не выдерживают проверку временем.

Другой конструктивной особенностью мотоблока семейства «Салют» является самое низкое расположение центра тяжести. Это обеспечивает ему лёгкую управляемость без применения дополнительных муфт, дифференциалов и прочих ухищрений. У «Салютов» практически отсутствует неприятная для пользователя «валкость», характерная для его собратьев с более высоким расположением центра тяжести.

Преимуществом модели «Салют‑100», которого нет ни у одного мотоблока на российском рынке, — кованые ножи серповидной формы из пружинной стали самого высокого качества. Плюс дополнительный третий ряд фрез, увеличивающий ширину обработки. И всё это входит в базовую комплектацию «соток».

И конечно же, нельзя, говоря о конкурентных преимуществах «Салют‑100», ничего не сказать об эстетике изделия. В дизайне этой модели мы использовали новые ударопрочные обтекаемые кожухи, которые не только в несколько раз повысили пыле­ и грязезащиту важных узлов изделия, но и придали ему стремительный, спортивный вид. Вы уже наверняка не раз слышали, что нашу «сотку» за её ярко­красный дизайн и технологичность потребители назвали «Феррари среди мотоблоков».

Хотя мотоблок «Салют» находится в средней весовой категории и помещается в багажник любого легкового автомобиля, он универсален и способен выполнять функции как легких, так и тяжёлых агрегатов. Конструкция его надёжна и проверена временем.

«Тарпан»: центробежное сцепление и возможность быстрой разборки на две части, собственное производство узлов, деталей и навесного оборудования.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКИЕ ИМЕННО ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЛИ ПАРАМЕТРЫ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ РЫНКОМ: МОЩНОСТЬ, ЦЕНА, ШИРИНА АССОРТИМЕНТА НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЁ?

«Академия инструмента»: на современном рынке востребована совершенно разная техника, от маломощной (для женщин или пенсионеров) до тяжёлой. Из нашей продукции в последнее время наиболее популярны мотоблоки серии МБ мощностью от 6 до 9 лошадиных сил с разблокировкой вала. Но самое главное пожелание потребителей, на наш взгляд, это то, что техника должна быть универсальной, простой в обслуживании, доступной по цене, чтобы была возможность купить мотоблок один раз и пользоваться им круглый год, применяя разную навеску и дополнительные элементы. Именно этот фактор мы и учитываем, предлагая покупателям широкую линейку техники, навесного и дополнительного оборудования к мотоблокам и культиваторам.

Что касается соотношения цена/качество, то мы стараемся соблюсти этот баланс.

«Завод им. Дегтярёва»: в настоящее время определяющим параметром на рынке является цена изделия, и только после этого — качество и функциональность.

«Калужский двигатель»: безусловно, технические характеристики, количество используемого навесного оборудования и функциональное удобство работы с техникой подобного класса играют большую роль в выборе конечного потребителя. Поэтому каждый год мы расширяем ассортимент применяемого навесного оборудования, работаем над улучшением технических характеристик нашей продукции. Так, в настоящее время мотоблоки «Ока» и «Угра» в базовой комплектации имеют дифференциал, снижающий радиус разворота в полтора раза, улучшающий манёвренность и управляемость. Наше новое изделие — полноприводный адаптер — не имеет аналогов в мире и позволяет превратить мотоблок «Угра» в полноприводный многофункциональный мини­трактор. Подходит для обработки тяжёлых почв нечерноземных зон России. Одна из опций — возможность вести вспашку сидя, а также работа с картофелесажалкой и картофелевыкапывателем. При этом цена мини­трактора калужского производства гораздо ниже даже китайских аналогов.

«Мобил К»: на наш взгляд, самое важное — это соотношение полезности и цены, а также качество. Мы всегда ориентируемся на эти параметры. Вся наша техника работает с широчайшим рядом различных навесных орудий (косилки, тележки, щётки, снегоотбрасыватели, плуги, окучники, насосы и др.), которые также выпускаются на нашем заводе. Основной приоритет нашей компании — качество. Вся техника проходит строгий контроль, получая специальный порядковый номер для удобства отслеживания всего жизненного цикла изделия. На каждую единицу продукции наклеивается фамилия сборщика, отвечающего за качество.

«Норма»: наиболее популярен культиватор с такими характеристиками: двигатель объёмом 190–205 см3 и мощностью 5–6 л. с., ширина захвата — 60–80 см, наличие заднего хода (реверса), розничная цена — 18–20 тысяч рублей. Наиболее востребованное навесное оборудование — плуг и картофелевыкапыватель.

«Салют»: полагаю, что у такого изделия, как мотоблок, наиболее востребованными на рынке являются удобство эксплуатации, надёжность, ремонтопригодность, универсальность и эстетика. Удобство эксплуатации предполагает и простоту управления агрегатом, лёгкость его транспортировки, а также компактность, доступность расходных материалов, совместимость со стандартным навесным оборудованием. Причём чем проще конструктивно будет изделие при сохранении его функционала, тем лучше для потребителя, тем проще и легче мотоблок эксплуатировать и обслуживать.

Понятие надёжности изделия подразумевает, что мотоблок должен работать безотказно, не должен ломаться. Ремонтопригодность означает заменимость и доступность запасных частей, узлов и агрегатов в случае поломки. Универсальность — возможность эксплуатации мотоблока для выполнения различных функций, как правило, с использованием дополнительного навесного оборудования. Понятно, что на вкус и цвет товарищей нет. Одному нравится синий цвет, а другому — ярко­красный. Но также понятно, что мотоблок, у которого торчат в разные стороны какие­то рычаги, трубки, фильтры двигателя и ещё неизвестно что, непрактичен в эксплуатации, так как эти элементы могут не только ломаться, но и представлять угрозу оператору. Отсюда и вытекает, на наш взгляд, понятие эстетики изделия. Всё у мотоблока должно быть компактно, безопасно, практично, как говорится «крепко сбито», ничего лишнего. При соблюдении всего вышеперечисленного производитель может рассчитывать на то, что его изделие будет востребовано рынком.

«Тарпан»: цена, мощность, удобство эксплуатации, ассортимент навесного оборудования.

В КАКИХ РЕГИОНАХ ВАША ПРОДУКЦИЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ НАИБОЛЬШИМ СПРОСОМ? ПОЧЕМУ?

«Академия инструмента»: вообще техника «Целина» продаётся по всей России. На сегодняшний день у нас открыто четыре региональных склада в Перми, Москве, Омске, Иркутске. Это очень удобно для наших клиентов. Теперь не нужно ждать неделями, когда привезут продукцию, можно всё приобрести напрямую с наших складов. Естественно, в городах, наиболее приближенных к этим складам, наша продукция наиболее востребована. Особое внимание мы уделяем центральным и южным округам.

«Завод им. Дегтярёва»: наиболее эффективно реализация почвообрабатывающей техники ОАО «ЗиД» идёт в Центральном, Уральском, Северном и Поволжском экономических районах РФ.

«Калужский двигатель»: исторически сложилось так, что мотоблоки «Ока» и «Угра» калужского производства знают от Приморского края до стран Балтии, Беларуси, Грузии, Армении. Мы внимательно относимся к каждому клиенту, помогаем в реализации рекламных кампаний.

«Мобил К»: наша техника представлена на всей территории России за счёт уникальности наших изделий и возможности быстро меняться и подстраиваться под запросы клиентов. Мы производим продукты для разных запросов потребителей. Например, садовая техника с моторами Subaru очень популярна на Дальнем Востоке, с «Хондой» — в центральном регионе. Мы единственная российская компания, которая производит самоходные снегоуборщики, что позволило нам укрепить свои позиции в северных регионах. В центральном и южных регионах очень популярны мотоблоки, косилки, тележки и прочее.

«Норма»: продажи осуществляются по всей стране. Лидеры — СФО, УФО, ЦФО.

«Салют»: география продаж «Салютов» очень широкая и распространяется на всю территорию РФ и страны СНГ, такие как Украина, Белоруссия, Молдова. Однако основной регион продаж наших мотоблоков — средняя полоса и юг России. Из­за благоприятного для выращивания садовых культур климата (количество дней в году с положительной температурой наибольшее по сравнению с остальными регионами) в этих регионах исторически сложился хороший спрос на садовую технику, и особенно на мотоблоки семейства «Салют».

«Тарпан»: Южный, Центрально­Черноземный и Поволжский регионы.

КАК ОРГАНИЗОВАНЫ ПРОДАЖИ? ЧЕРЕЗ КАКИЕ КАНАЛЫ ПРОДАЖ ВЫ РАСПРОСТРАНЯЕТЕСЬ (ДИЛЕРЫ, СЕТИ DIY/ГИПЕРЫ, ИНТЕРНЕТ‑МАГАЗИНЫ, РЫНКИ)? КАКИЕ КАНАЛЫ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ И ПОЧЕМУ?

«Академия инструмента»: продукция нашей компании распространяется в основном через дилерскую сеть. Есть планы по открытию собственного интернет­магазина, а также выход на крупнейшие торговые сети, такие как Castoram, OBI, «Твой дом» и другие. В некоторых региональных гипермаркетах наша техника уже продаётся.

«Завод им. Дегтярёва»: львиная доля продаж почвообрабатывающей техники ОАО «ЗиД» осуществляется через дилерскую сеть. Кроме того, используются следующие каналы распределения: заводской магазин «Восход» и реализация через Интернет посредством обработки заказов, поступающих через сайт предприятия.

По нашему мнению, наиболее перспективным каналом распределения была и остаётся дилерская сеть предприятия.

«Калужский двигатель»: мы считаем, что техника среднего класса, такая как «Угра», «Ока», «Садовник», подходит для продаж через каналы, где существуют квалифицированные продавцы, так как покупателю в условиях большой насыщенности рынка необходимо разъяснить разницу между мотоблоком и культиватором. Мотоблоки производства «Калужского двигателя», в отличие от большинства предлагаемых на рынке, являются многофункциональными и агрегатируются практически со всем имеющимся на рынке навесным оборудованием. За одни и те же деньги покупатель может приобрести такой многофункциональный аппарат от надёжного производителя, как «Ока» или «Угра», или культиватор, не адаптированный для российских почв, неремонтопригодный, узкоспециализированный. Мы снимаем обучающие материалы для наших продавцов. Одна из главных задач — привлечение каждого продавца к программе обучения с целью обеспечения возможности правильного представления мотоблоков «Ока» и «Угра». Мы считаем, что российский потребитель достоин самой лучшей техники.

«Мобил К»: основной канал продаж — это дилеры, а также собственная сеть фирменных магазинов «Proдача», которую мы интенсивно развиваем. Мы считаем, что нашу технику должны продавать профессионалы, которые могут грамотно проконсультировать покупателя, подобрать товар под его потребности, провести полностью предпродажную подготовку, а также обслуживать технику в течение всего жизненного цикла. Тем не менее мы поставляем товар в сети, но это простейшие культиваторы, а также навесное оборудование. Мы не реализуем продукцию через рынки и интернет­магазины в чистом виде. Чтобы стать нашим дилером, нужно обязательно иметь выставочные залы, а также сервисную зону.

Мы не стремимся к тому, чтобы наши мотоблоки и мотокультиваторы были везде. Нам нужно, чтобы клиент остался доволен покупкой и продуктом.

«Норма»: для продаж используются все каналы: и дилеры, и сети, и интернет­магазины. Перспективными считаем специализированные торговые точки. Поскольку, во‑первых, техника сложная, бензиновая, нужен и хороший консультант, и возможность доставить культиватор покупателю. Во‑вторых, сети DIY в силу своей специфики делают упор на более дешёвую технику.

«Салют»: при заводе в Москве есть свой фирменный магазин «Мотоблоки». В нём представлена вся линейка выпускаемых нашим предприятием мотоблоков, где покупатель может получить грамотную консультацию по выбору техники и навесного оборудования к нему в зависимости от задач, для решения которых и приобретается эта техника.

Оптовые продажи мы осуществляем по большей части через официальных дистрибьюторов ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют». Также мы работаем и с индивидуальными предпринимателями, и с интернет­магазинами. Для нашего предприятия одинаково важны все потребители, от розничного покупателя в фирменном магазине до крупного дистрибьютора в регионе.

«Тарпан»: дилеры и интернет­магазины.

КАК ОРГАНИЗОВАНО СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ? КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕТЕ К СЕРВИСНЫМ ЦЕНТРАМ И КАКИЕ ПРЕДЛАГАЕТЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ?

«Академия инструмента»: на январь 2014 г. зарегистрировано 45 авторизованных сервисных центров по всей России. Сразу скажем, что не каждый сервисный центр может пройти авторизацию, так как мы предъявляем высокие требования к месту расположения центра, чтобы клиентам было максимально удобно добираться до него. Также для нас важны техническая оснащённость и уровень подготовки персонала. Если организация соответствует этим требованиям, то заключается договор, в рамках которого мы обучаем их специалистов, высылаем техническую документацию, консультируем и т. д. Помимо этого, на нашем складе всегда есть все запчасти, то есть 100 %­ное наполнение в любой день, в любое время. Это одно из наших преимуществ.

«Завод им. Дегтярёва»: на предприятии организована служба гарантийного и сервисного обслуживания. Служба осуществляет поддержку ЗиПом, а также помощь в удовлетворении потребности ЗиПа по двигателям Briggs&Stratton и Honda. Кроме того, служба организует обучение по двигателям поставщиков из КНР, а также помогает в организации обучения по двигателям Briggs&Stratton и Honda.

К сервисным центрам предъявляются следующие требования: наличие технического помещения и технически оснащённого штата обученных специалистов.

«Калужский двигатель»: безусловно, сервисное обслуживание является одним из основных направлений нашей работы. Мы имеем более 80 сервисных центров в различных регионах. Проведена работа по созданию обменного фонда для скорейшего решения вопросов по гарантийному и постгарантийному ремонту. Мы имеем и на сайте, и на дисках каталоги запасных частей, которые постоянно обновляются. Поэтому любой потребитель нашей продукции имеет возможность заказать необходимую деталь напрямую с завода, и мы гарантируем, что она будет отправлена в любую точку страны по почте или транспортной компанией. При заключении новых договоров на реализацию приоритетом пользуются клиенты, высказывающие желание открыть сервисный центр по обслуживанию нашей техники.

«Мобил К»: сервис — это одна из наших сильных сторон. Так как большая часть комплектующих производится на нашем заводе, мы никогда не испытываем проблем с наличием запасных частей. Наши дилеры могут проходить аккредитацию и открывать сервисные центры в своих городах. Основное требование к сервисным центрам — постоянное обучение персонала на нашем заводе. Самое важное, чтобы клиент в сервисном центре получал грамотную консультацию и качественный ремонт.

«Норма»: об этом можно писать трактат: сервисные центры в основе своей создаются сильными продавцами, заинтересованными в каждом покупателе, имеющими мощную материальную базу и квалифицированные кадры. Соответственно, мы имеем свои сервисные центры в тех регионах, где есть наши склады с техникой, и разветвлённую региональную сеть авторизованных сервисных дилеров (около 160 на данный момент). Заключая такой договор, мы берём на себя ответственность за обеспечение наших партнёров технической документацией, запасными частями и специализированным инструментом. При необходимости мы организуем на базе своего центра обучающие семинары для мастеров наших партнёров. Для оперативности заказа запчастей у нас создан и постоянно совершенствуется сайт техподдержки и технический информационный портал, мы практикуем предсезонный заказ наиболее востребованных позиций; есть оперативная доставка; есть бесплатная доставка запчастей при минимальной сумме заказа.

«Салют»: вы будете удивлены, но сервисному обслуживанию мы уделяем очень мало внимания. Причина тому банально проста — мотоблоки «Салют» не ломаются, они безотказны. Те редкие обращения, а доля их в объёмах продаж составляет меньше одной сотой доли процента, обслуживаются либо в нашем сервисном центре при магазине, либо нашими дистрибьюторами в регионах. Этого вполне достаточно. С расходными материалами также проблем у потребителя не возникает — они универсальны и есть не только у нас и у наших дистрибьюторов, но практически в любом специализированном магазине. В своих изделиях мы используем двигатели только известных ведущих производителей, которые имеют свою собственную независимую сервисную сеть. Поэтому с ремонтом этих агрегатов тоже проблем не возникает. Вот вам пример того, как, позаботившись при создании мотоблока об удобстве эксплуатации, надёжности и ремонтопригодности, можно уберечь себя и покупателя от проблем с сервисным обслуживанием в будущем.

«Тарпан»: есть собственный сервисный центр, заключаем договоры на сервисное обслуживание с сервисными центрами на базе дилеров.

РАССКАЖИТЕ О ГЕОГРАФИИ ПРОИЗВОДСТВА. ЕСЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ (РЕДУКТОРЫ, НАПРИМЕР) ПРОИЗВОДЯТСЯ НЕ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ, ТО ГДЕ ИМЕННО?

«Академия инструмента»: наше производство организовано следующим образом: основную часть деталей для мотоблоков и культиваторов (трансмиссии, редукторы, колёса и т. д.) мы производим в Китае. Там они изготавливаются специально под нас на крупнейших фабриках. Другая часть деталей, так же как и сборка готовых изделий, производятся в Перми.

«Завод им. Дегтярёва»: последние несколько лет мы используем в основном двигатели четырёх производителей — американские Briggs&Stratton, японские Honda и Subaru и китайские WY.

«Калужский двигатель»: наше предприятие было основано в 1966 году и имеет полный цикл производства от литейного до сборочного. Это выгодно отличает «Калужский двигатель» от других производителей данной техники. На дилерской конференции наши дилеры смогли ознакомиться с особенностями производства мотоблоков «Ока» и «Угра», увидели высокотехнологичные станки, познакомились с инженерным центром, использующим последнее программное обеспечение, такое как Windchill, ProEngineer. Все редукторы, ходовые части и двигатель являются продуктом собственного производства.

«Мобил К»: мы очень плотно сотрудничаем с несколькими компаниями в Италии, Словении и Америке. В основном из­за границы мы получаем товары, которые не в силах производить сами — резину, пластиковые органы управления, ремни.

«Норма»: производство комплектующих географически разбросано: двигатели мировых производителей Briggs&Stratton и Subaru мы получаем с заводов Китая и Японии, это зависит от конкретных заказов, основной узел рамы — из Китая, некоторые узлы — с различных российских заводов. Их сейчас четыре, и есть тенденция роста их составляющей в конечном продукте в целом.

«Салют»: за более чем 20‑летнюю историю география производства мотоблоков «Салют» менялась неоднократно. С 1989 года всё производство было сосредоточено на головном предприятии в Москве, на проспекте Буденного. Здесь создавался мотоблок, рождалось знаменитое «салютовское» качество. Все детали до последнего винтика делали сами. Двигатель был покупной. Потом, с середины 2000‑х, уже накопив уникальный опыт производства мотоблоков, ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» организовал производство и сборку «Салютов» на мощностях других заводов. Редуктор стал производить наш омский филиал — «ОМО им. П. И. Баранова», разную мелочовку — большое количество мелких производств, а сборка была поручена небольшому заводу в Ярославской области — ОАО ГМЗ «Агат». Несмотря на такую широкую географию, заводу «Салют» удалось сохранить качество изделия благодаря жёсткому технологическому контролю и авторскому надзору всех стадий производства. С 2012‑го года «Салют» прекратил сборку своих мотоблоков на заводе «Агат». Поставки всех «салютовских» комплектующих на «Агате» с этого времени прекращены. В настоящее время ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» производит свой знаменитый мотоблок «Салют» в Китае. Благодаря бесценному опыту, наработанному за долгие годы производства, жёсткому технологическому контролю и авторскому надзору всех стадий производства в Китае мотоблок «Салют» выиграл от смены географии производства не только в цене, но и, что немаловажно, в качестве. Количество обращений по рекламации снизилось в десятки раз и составляет сейчас лишь десятые доли процента.

«Тарпан»: всё, кроме двигателя, производится на собственных мощностях.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДВИГАТЕЛЬ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА ДОЛЯ ПРОДАЖ МАШИН С ЭТИМ ДВИГАТЕЛЕМ? КАКИЕ У НЕГО КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА? ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ? ЕСТЬ ЛИ ПЛАНЫ ОТКРЫТЬ ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВО?

«Академия инструмента»: на сегодняшний день практически на всю нашу технику мы ставим двигатели торговой марки Lifan, одного из самых известных китайских производителей силовой техники. И это не случайно. Во‑первых, на заводах концерна Lifan технологии отработаны настолько, что эти двигатели не уступают по качеству европейским и японским маркам. Во‑вторых, ассортиментная линейка двигателей достаточно широкая, что позволяет нам выпускать мотоблоки и мотокультиваторы разной мощности для разных категорий покупателей. Открытие линии по производству собственных двигателей пока не планируется.

«Завод им. Дегтярёва»: у ОАО «ЗиД» нет двигателя собственного производства. Высокая стоимость материалов, энергоресурсов и подготовки производства не позволяет производить двигатели по конкурентоспособной цене в тех количествах, которые потребляются российскими заводами.

«Калужский двигатель»: ОАО «Калужский двигатель» выпускает бензиновый двигатель ДМ‑1 М для мотоблоков «Ока» и «Угра». Он разработан на современном оборудовании и с использованием авиационных технологий. Благодаря ряду технологических и конструкторских решений его максимальная мощность составляет 8 л. с. по ИСО 3046, а ресурс без капитального ремонта — не менее 2000 моточасов. По основным техническим характеристикам и эксплуатационным качествам двигатель КАДВИ ДМ‑1 М не уступает зарубежным и превосходит российские аналоги своего класса. Мотоблоки с двигателем собственного производства — недорогие практичные машины, и конечный потребитель, который любит простую доступную технику, часто делает выбор в пользу именно мотоблоков «Ока» и «Угра» с двигателем нашего производства. Мы считаем, что российский двигатель — это изделие, необходимое рынку, и хотели бы развивать их производство. Но для этого нужна поддержка в виде инвестиций как государственных, так и частных лиц.

«Мобил К»: двигателя собственного производства у нас нет. Основные игроки рынка двигателей, такие как Subaru, Honda, Briggs&Stratton, Kohler ушли в этом вопросе очень далеко вперед. И произвести «с нуля» двигатель такого же качества и по такой же цене уже просто невозможно. Мы придерживаемся мнения, что каждый должен быть занят своим делом. Наша основная специализации — садовая техника.

«Норма»: двигателя собственного производства, конечно, нет! Производство двигателей — это сложнейший технологический процесс, это концентрация всех самых передовых знаний, технологий, материалов. Чтобы выйти на рыночную цену, их нужно продавать миллионами! Это нам не под силу, да и не нужно. Каждый должен заниматься своим делом.

«Салют»: в середине девяностых мы непродолжительное время производили двигатели для мотоблока по кооперации с итальянцами. В настоящее время «Салют» сосредоточен на производстве только авиационных двигателей. Обращайтесь, кому надо.

«Тарпан»: собственного двигателя нет.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАСКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАН ПЕРЕВОД ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КРАТКОСРОЧНОЙ И ДАЛЬНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?

«Академия инструмента»: наша компания планирует расширять и развивать производство садово‑парковой техники «Целина» именно в России. Мы не планируем переносить цеха в другие страны. Это обусловлено тем, что здесь, на месте, мы отслеживаем весь процесс сборки техники и производства навесного оборудования от А до Я, а квалификация наших специалистов позволяет выпускать более качественную продукцию.

Помимо этого, есть моральный аспект. Нам хочется, чтобы словосочетание «Сделано в России» вызывало гордость за нашу страну.

«Завод им. Дегтярёва»: оно уже фактически там, и останется до тех пор, пока не прекратится демпинг, обеспеченный правительственной поддержкой китайских производителей.

«Калужский двигатель»: вопрос о переводе производства каждый производитель решает для себя сам, но мы как производитель, имеющий полный цикл производства мотоблоков, считаем, что надо создавать рабочие места в своей стране, развивать технологии и собственное производство. Ввиду последних политических событий необходимо быть независимыми от влияния внешних факторов.

«Мобил К»: мы полностью не приемлем эту ситуацию. Наш основной приоритет — это качество. К сожалению, в странах Юго­Восточной Азии с этим большие проблемы.

«Норма»: на наш взгляд, перенос производства в страны Юго­Восточной Азии может быть оправдан, только если в себестоимости изделия затраты на зарплату, общезаводские и общецеховые расходы, налоги и коммунальные платежи дадут существенное уменьшение себестоимости изделия. Скажем, на 50 и более процентов. Если меньше, то не стоит за это браться. При этом хочу отметить, что в сложной продукции, такой как мотоблок, доля этих затрат невысока. Главная составляющая здесь — это технологии, а они во всём мире стоят одинаково. Поэтому, наверное, перенос производства обычных мотокультиваторов будет оправдан, а вот мотоблоков… мы сомневаемся… Здесь удешевить конструкцию можно только за счёт упрощения технологий производства и применения дешёвых материалов, что неизбежно скажется на качестве. В общем, здесь нужно всё подробно просчитать, хотя бы лет на десять вперед.

«Салют»: перевод производства с места на место — вопрос сложный для любого предприятия. А без должного опыта и знания технологий этот процесс становится неуправляемым. Всё зависит от возможностей предприятия и преследуемых им целей. Конечно же, есть риски. Их нужно уметь структурировать и минимизировать. В нашем случае этот опыт принёс свои положительные плоды. Разместив производство в Китае, мы существенно снизили себестоимость при существенном росте качества. За счёт экономии затрат на производство мотоблока мы качественно улучшили его стандартную комплектацию. Ни один мотоблок, отечественный или импортного производства, не имеет такую богатую стандартную комплектацию, как «Салют‑100».

«Тарпан»: сейчас это уже не целесообразно.

ВЫПУСКАЕТЕ ЛИ ВЫ НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СВОИХ МАШИН? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ДАВНО? КАКОЕ ИМЕННО? ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ?

«Академия инструмента»: наша компания занимается производством навесного оборудования с 2007 года. Это было обусловлено тем, что хотелось создать собственный продукт, который бы соответствовал требованиям наших местных покупателей. Навесное оборудование «Целина» пользуется огромной популярностью. В связи с этим в 2014 году планируется расширение производственных площадей до 8500 м2, увеличение количества станков.

На данный момент у нас в ассортименте более 80 видов навесного оборудования, которое подходит не только к технике «Целина», но и к мотоблокам и культиваторам других российских торговых марок. В продуктовой линейке представлены: фрезы, грунтозацепы, плуги, окучники, картофелевыкапыватели, сцепки, удлинители и прочее, а также универсальные прицепы к мотоблокам, пользующиеся особой популярностью.

«Завод им. Дегтярёва»: и мотоблок, и мотокультиватор имеют малую ценность «сами по себе». Их сфера использования зависит от применяемого навесного и прицепного оборудования. Ежегодно ОАО «ЗиД» осваивает производство различных видов навесного оборудования. К настоящему времени мы производим и реализуем следующие виды навесного оборудования:

— для мотоблока «Фаворит»: снегоуборщик СМ‑1 (также производятся снегоуборщики СМ‑2 для мотоблоков «Салют» и «Нева»); мотоблочный отвал (также производится отвал для мотоблока «Нева»); прицепная тележка для мотоблока ТПМ‑1; косилки роторные КР‑2 и КР‑3; плуг; окучник; сцепка; грунтозацепы;

— для мотокультиватора «Мастер»: редуктор­адаптер для работы с навесным оборудованием; сенокосилка МКС‑1; снегоуборщик МСУ‑1; измельчитель ИМ‑1; плуг; сцепка; грунтозацепы.

«Калужский двигатель»: мы обеспечиваем своих покупателем полным ассортиментом навесного оборудования, включая тележки, адаптеры, косилки, снегоуборщики, картофелекопалки, картофелесажалки, и постоянно увеличиваем возможность применения другого навесного оборудования.

«Мобил К»: да, выпускаем. Это плуги, окучники, картофелевыкапыватели, грунтозацепы, тележки, косилки, щётки, снегоуборщики, насосы, пахотные адаптеры и прочее. Навесное оборудование — это наша основная специализация с 1991 года. Мы выпускаем его не только для своей техники, но и для других производителей мотоблоков и мотокультиваторов.

«Норма»: мы разрабатываем своё навесное оборудование где­то с 2012 года и запускаем его в производство на ряде российских заводов.

«Салют»: разработок навесного оборудования на «Салюте» много. В своё время этим у нас занималось целое конструкторское бюро. Но они все пока только на бумаге, в чертежах. Промышленное производство запущено не было.

«Тарпан»: выпускаем полную линейку навесного оборудования.

ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА 2008 ГОДА БЫЛ ОТМЕЧЕН РОСТ СПРОСА НА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩУЮ ТЕХНИКУ. ИМЕЕТ ЛИ МЕСТО ПОДОБНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СЕЙЧАС? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВЫ МАСШТАБЫ ЯВЛЕНИЯ В СРАВНЕНИИ С 2008 ГОДОМ?

«Академия инструмента»: по сравнению с 2008 годом объёмы производства нашей техники значительно выросли и продолжают расти. Экономическая ситуация в стране и качество предлагаемой покупателям на рынке сельскохозяйственной продукции говорят о том, что развитие собственных хозяйств будет продолжаться. Люди хотят употреблять натуральные продукты, без усилителей роста, гормонов, нитратов и прочего. А как можно быть уверенным в том, что овощи, купленные в магазине и на рынке, не напичканы всем этим? Правильно, только вырастив их своими силами! Поэтому сельскохозяйственная техника будет пользоваться спросом. И наша задача сделать так, чтобы мы могли удовлетворить спрос покупателей, предложив им доступную по цене, но качественную российскую технику.

«Завод им. Дегтярёва»: как и во время кризиса 2008 года, в настоящее время мы ощущаем не рост спроса на почвообрабатывающую технику, а, наоборот, его снижение из­за наличия на рынке дешёвых образцов.

«Калужский двигатель»: с 2008 года спрос на технику постоянно растёт. Спрос в зависимости от экономическо­политической ситуации в стране смещается от бюджетных моделей в сторону дорогих, и обратно. В связи с высокой конкуренцией и большим предложением на рынке нельзя сказать, что идёт устойчивая тенденция к росту объёмов продаж мотоблоков среднего класса.

«Мобил К»: по нашему видению, общий объём рынка меняется не сильно. Спрос стабильно высокий последние несколько лет. Тем не менее доля нашей продукции на рынке растёт из года в год.

«Норма»: да, было такое. Сейчас рынок не растёт, такого роста уже нет. Но есть другое. Резкий скачок потребительского спроса в 2008 году породил наплыв низкокачественной дешёвой продукции. За эти годы российский потребитель оценил рынок второсортной дешёвой техники и второй раз на одни и те же грабли наступать не намерен. Поэтому наблюдается рост спроса на эту технику в более дорогом, качественном сегменте, где представлены известные общемировые бренды. Кстати, российские заводы я бы тоже отнесла к этому сегменту.

«Салют»: мы наблюдаем рост спроса на наши «Салюты», особенно на модель «Салют‑100». И эта динамика нас радует. Но связываем мы её не с кризисными явлениями, а с ощутимыми качественными улучшениями, которые мы воплотили в юбилейной модели, названной в честь столетия нашего завода — «Салют‑100».

«Тарпан»: к 2012 году произошло насыщение рынка почвообрабатывающей техникой. Спрос будет падать до полной стабилизации. Мы предполагаем, что до 2015–2016 годов.

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СЛОЖИВШЕЕСЯ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ?

«Академия инструмента»: на данный момент рынок насыщен техникой китайских производителей разных торговых марок, которая отличается только незначительными элементами дизайна, но абсолютно идентична по техническим характеристикам. По сути, братья­близнецы.

Мы же идём по собственному пути. Для нас важны именно наши разработки, созданные с учётом особенностей российского земледелия.

«Завод им. Дегтярёва»: в настоящее время складывается ситуация, когда из­за засилия дешёвой китайской техники (ежегодно в Россию ввозится до полумиллиона единиц различной мини­сельхозтехники) рынок достиг стадии насыщения. Конкуренция в данном сегменте становится не просто жёсткой, а жестокой. Многие фирмы вынуждены прекратить свое существование или перепрофилироваться.

В то же время можно ожидать второй волны интереса к данной технике, когда отечественные покупатели устанут от постоянного ремонта дешёвой техники из КНР и обратят внимание на более качественную отечественную продукцию.

«Калужский двигатель»: интерес к мотоблокам «Ока» и «Угра» растёт из года в год. Мы рассчитываем, что сезон‑2014 в очередной раз подтвердит наше устойчивое положение в данном секторе. Большинство клиентов выбирает надёжную и качественную продукцию, и мы уверены, что нам удастся сохранить свою долю рынка, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в мире.

«Мобил К»: на данный момент ситуация на рынке складывается в пользу российских производителей. Курсы евро и доллара очень сильно выросли за последние несколько месяцев, а это значит, что импортная техника подорожает прямо пропорционально изменению курса. А российская техника подорожает гораздо меньше, только на увеличение стоимости импортных комплектующих, которых не так много.

«Норма»: как я уже говорила, есть тенденция в сторону увеличения спроса на более качественную продукцию известных мировых производителей, в том числе и российских заводов.

«Салют»: рынок сельхозтехники очень перегружен как продукцией российских производителей, так и продукцией компаний из Юго­Восточной Азии. Существует жесточайшая конкуренция за долю рынка. И это нормально, это правильно, что есть такое предложение. О тех параметрах, соблюдение которых поможет производителю рассчитывать на то, что его изделие будет востребовано рынком, мы говорили чуть раньше.

«Тарпан»: падение спроса.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКИМИ МЕТОДАМИ ОНИ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ?

«Академия инструмента»: основная и главная проблема — это слабая поддержка государства и региональных властей. Если и издаются какие­то законы и постановления, то они, как правило, плохо работают на практике или вовсе не исполняются.

Серьёзной проблемой является нехватка квалифицированной рабочей силы. Предприятиям часто приходится брать на работу и обучать персонал уже на месте. Так не должно быть, это лишняя трата денег и времени. Проблема достаточно глобальная, и решать её нужно на уровне государственного управления, создав нормальную систему обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.

«Завод им. Дегтярёва»: основные проблемы отечественных производителей связаны в первую очередь с жёсткой ценовой конкуренцией, наличием большого количества китайского плагиата. Предприятиям необходимо изыскивать способы для снижения себестоимости изготовления продукции, а также модернизировать их и быть на шаг впереди китайских производителей.

«Калужский двигатель»: сегодня на российском рынке много контрафактной продукции. Защититься от подделок очень тяжело. Это наносит вред не только добросовестным производителям, но и покупателям садовой техники. К тому же отсутствует государственная поддержка отечественного производителя. «КАДВИ» является предприятием полного цикла, начиная от разработки до выпуска готового изделия, мы все делаем самостоятельно. Это большая нагрузка в связи с обеспечением технической разработки, выпуском технической документации, прохождения сертификации и испытаний. Большинство других предприятий в лучшем случае организуют сборку на территории России, а чаще, экономя на качестве, завозят в Россию продукцию сомнительного производства и несут затраты только на создание торговой марки.

Такая продукция часто вносит путаницу и вводит в заблуждение конечного потребителя, так как ввозится как мотокультиватор (таможенная пошлина при ввозе 0 %), а продается как мотоблок. Часто при продаже садовой техники продавцы ссылаются на качественные отечественные бренды, при этом скромно замалчивая, что их продукция произведена на малобюджетных заводах третьих стран. Несовершенство законодательства делает невозможным доказать, что продаваемая под другим брендом продукция была скопирована. Мы хотели бы увидеть поддержку со стороны правительства в сфере регулирования таможенных пошлин на ввозимую технику, юридическую поддержку и защиту от контрафактной продукции, государственные инвестиции в передовые технологии и разработку минисельхозтехники. Мы считаем, что в таких условиях работа с отечественным производителем будет более удобна и выгодна, чем с зарубежными. Кроме того работа с отечественным производителем будет способствовать созданию новых рабочих мест и росту благосостояния россиян.

«Мобил К»: основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — это китайские некачественные подделки, а также контрабандный ввоз товара на территорию России. Эти проблемы должны решаться на уровне государственных властей. Необходимо ужесточить контроль соответствия ввозимой техники всем техническим регламентам таможенного союза, всем ГОСТам и сертификатам. Ведь почти вся китайская техника не просто некачественная, она вообще опасна для жизни человека.

«Норма»: основное — нашим заводам надо активно выходить на мировой рынок, а не толкаться только внутри России. Для этого надо подумать над модельным рядом, оценить, какие модели могут быть востребованы в различных мировых регионах, и вести развитие своего модельного ряда исходя в том числе именно из потребностей мирового рынка, а не только России. При этом необходимо сформировать чёткую и понятную политику продаж, а в структуре предприятия должны быть профессиональные продавцы­менеджеры, работающие во всех мировых регионах. Да и вся структура предприятия должна быть «заточена» под мировой рынок.

«Салют»: какие конкретные проблемы стояли перед нашим предприятием, и как они решались, я попытался подробно осветить в контексте других ответов. От общеэкономических умозаключений воздержусь.

«Тарпан»: отсутствие таможенных пошлин на ввозимый из Китая товар.

АКТУАЛЬНА ЛИ ДЛЯ ВАС ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛОК?

«Академия инструмента»: да, такая проблема существует. Это не полностью идентичные копии, а копирование отдельных элементов конструкции. Именно поэтому на свою технику мы оформляем сертификаты и патенты.

«Завод им. Дегтярёва»: в последние годы отмечается значительный рост количества торговых марок ввозимой в Россию техники. Так, в 2012 году ввезено более 80 различных наименований мотоблоков и мотокультиваторов (в том числе из Китая — более 60). Появляется всё больше культиваторов и мотоблоков китайского производства, являющихся полными аналогами отечественных моделей, и реализуются они зачастую под отечественными брендами. Не обошла эта проблема и ОАО «ЗиД». В настоящее время на рынке присутствует большое количество низкопробных копий мотоблока «Фаворит» и мотокультиватора «Мастер».

«Калужский двигатель»: для нас это актуальная проблема. Косилка «Заря» и мотоблок «Угра» — самые популярные бренды на рынке России. Многие предприниматели заказывают в Китае копии нашей продукции, к сожалению, не всегда качественной и надёжной, но зато по очень привлекательной цене. Вместо того чтобы развивать отечественные технологии, машиностроение, многие заводы не могут выдержать конкуренцию с китайскими производителями и переводят своё производства в Китай. При этом они уже ничем не отличаются от других китайских производителей, и данный перевод не всегда обоснован, так как информация на рынке распространяется очень быстро и такой производитель не всегда оказывается в выигрыше.

«Мобил К»: да, актуальна. Мы постоянно сталкиваемся с подделыванием нашей техники. Пользуясь случаем, хочется сказать спасибо таможенным службам, которые несколько раз нас оповещали о том, что наш товар пытаются в единичном экземпляре вывезти в Китай, и мы пресекали эти попытки. Также мы сталкиваемся со случаями подделки нашей продукции и российскими компаниями. Мы активно боремся с недобросовестными производителями.

«Норма»: пока нет.

«Салют»: продукция любого производителя, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке и пользуется популярностью у покупателей, не застрахована от подделок. И здесь мотоблоки «Салют», к сожалению, не стали исключением. Уже присутствуют на российском рынке модели, до боли напоминающие наш мотоблок. Причём копированием не гнушаются не только компании из Юго­Восточной Азии, но и российские и, что ещё удивительнее, бывшие партнёры. Есть сложности противодействия этому негативному явлению в правовом поле, но мы работаем в этом направлении. Всему своё время. Пока же мы можем противопоставить этим клонопроизводителям известные на всём постсоветском пространстве наши мотоблоки «Салют», безупречное «салютовское» качество и супердемократичные цены. И вы знаете, работает!

«Тарпан»: да.

ПОЧЕМУ КИТАЙСКИЕ МОТОБЛОКИ И КУЛЬТИВАТОРЫ СТОЯТ ДЕШЕВЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ?

«Академия инструмента»: китайские производители очень сильно отличаются своим подходом к производству. Основной критерий для них — это цена. Чем дешевле продукт, тем лучше. Может быть, это особенности менталитета, может быть, другие факторы. Но то, что для удешевления продукции они берут самое дешёвое сырье — это факт. Это касается, конечно, не всех китайских производителей. Есть вполне достойные представители, которые следят за качеством. Но их продукция стоит не очень дёшево.

Что же касается популярности китайской техники на рынке России, то китайцы всегда держат руку на пульсе. Они очень мобильны и подвижны в плане копирования лучших мировых технологий, не боятся экспериментировать. Результат, конечно, оставляет желать лучшего. Тем не менее каждый год появляются новинки, чаще всего скопированные с техники известных марок. Именно поэтому дешёвая китайская техника пользуется популярностью.

«Завод им. Дегтярёва»: во‑первых, это наличие дешёвой рабочей силы в КНР, во‑вторых, это использование в производстве мини­сельхозтехники дешёвых материалов с низким качеством, в‑третьих, мощная правительственная поддержка (дотирование покупателей почвообрабатывающей техники внутри страны и безвозмездное субсидирование экспортеров).

«Калужский двигатель»: сегодня в РФ поступает большой поток китайских мотоблоков, ввозимых с нулевой таможенной пошлиной (вместо требуемой 15 %­ной). Недобросовестные импортёры с целью увеличения своей прибыли оформляют ввозимые на территорию Таможенного союза большими контейнерами мотоблоки (код ТН ВЭД 8701 10 000 0 с таможенной пошлиной 15 %) под названием другой схожей техники — мотокультиваторы (код ТН ВЭД 8432 29 1000), на которые таможенная пошлина составляет 0 %. Это нарушение осуществляется за счёт возможности декларирования импортируемых мотоблоков под кодом схожих с ними мотокультиваторов, на которые была установлена нулевая ставка.

А вот в магазинах эта техника продаётся уже не как мотокультиваторы, а как мотоблоки, но только с ценой значительно ниже минимальной цены российского производителя, вытесняя его тем самым с рынка.

Данный факт с 2012 года подтверждается всеми российскими производителями мотоблоков. В течение года было ввезено порядка 110 наименований почвообрабатывающей техники, составляющей в количественном выражении 348 тысяч единиц. Этот факт отразился падением продаж мотоблоков всех российских производителей, в том числе и у «КАДВИ».

Более того, мы как производители оказываемся в условиях конкурентной борьбы с более дешёвыми копиями своей же техники, так как большинство импортируемой из Китая техники — это китайские копии мотоблоков отечественных производителей. Хотя, к примеру, на мотоблоки «КАДВИ» оформлен патент, действующий на территории РФ. Но в реальных условиях наличие патента РФ не обеспечивает коммерческой защиты продукции, не защищает от копирования китайскими производителями с целью продажи на территории РФ.

К сожалению, в данной ситуации страдает не только производитель, но и покупатель, который на этапе выбора техники в магазине не способен сразу определить качество мотоблока, а делает выбор исходя из более низкого ценового предложения. Потом, при поломке приобретенной техники, хочет произвести гарантийный ремонт вышедших из строя китайских копий, но не имеет такой возможности. Часто обманутый покупатель, купивший китайскую копию, пытается выставить претензию добросовестному российскому производителю.

«Мобил К»: на самом деле это небольшое заблуждение. Всегда нужно сравнивать сравнимое. Правильнее, наверное, задать этот вопрос так: почему некачественные китайские мотоблоки и культиваторы стоят дешевле отечественных? Но ответ на этот вопрос уже в самом вопросе — потому что некачественные. В Китае есть неплохие мотоблоки и культиваторы, но стоят они уже других, гораздо больших денег, и в России их не найти. Они будут стоить намного дороже отечественных.

«Норма»: мотоблоки стоят дешевле потому, что китайцы упрощают технологии производства комплектующих. Грубо говоря, не используют некоторые важные технологические процессы. Вроде бы деталь получается такой же, но её качество хуже и ресурс значительно ниже. Это можно понять только в процессе эксплуатации изделия. Зарплата и другие производственные затраты особо не удешевят мотоблок. Здесь качественный редуктор и коробка передач определяют стоимость, а это весьма сложные компоненты, так просто их не удешевить.

А вот мотокультиваторы дешевле потому, что это простая техника, здесь уже себестоимость определяют в основном затраты, которые в Китае значительно меньше, чем в России, — зарплата, коммуналка, налоги и прочее….

«Салют»: мотоблок — технологичное изделие. А качественное технологичное изделие — это недёшево даже в Китае. Если не экономить на качестве материалов и соблюдать все технологические процессы, то экономия выливается в проценты, а не в десятки процентов. Могу с уверенностью сказать, что сделать мотоблок «Салют» дешевле, чем ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», никому не под силу.

При этом сравнивать нужно сравнимое. Если однотипное изделие, как в случае с клонами «Салютов», стоит дешевле оригинала, то можно с достаточно большой долей уверенности предположить, что эта дешевизна скажется в первую очередь на качестве изделия: не тот материал, не те технологии и технологические процессы производства и, как следствие, не то изделие, не с теми потребительскими качествами, какими обладает оригинал. Для импортных клонов или клонов «Салюта» из импортных комплектующих есть ещё одна лазейка по снижению цены предложения — не заплатить ввозную пошлину на мотоблок или его комплектующие. Но это уже нарушение российского законодательства. Страна у нас большая, есть ещё непуганые потребители и, как следствие, остаётся рынок сбыта для всяких клонов.

«Тарпан»: ответ очевиден.

ДОПУСКАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В СИТУАЦИЮ НА РЫНКЕ? ЕСЛИ ДА, КАКИЕ ИМЕННО ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМИ?

«Академия инструмента»: конечно, как и всем российским производителям, нам бы хотелось, чтобы на государственном уровне были снижены цены на энергоресурсы для предприятий. Это позволило бы нам снижать издержки на производство и, соответственно, делать технику более доступной по цене. Помимо этого, хотелось бы получать налоговые льготы и более дешёвые кредиты на развитие бизнеса.

«Завод им. Дегтярёва»: по нашему мнению, если государство не хочет окончательно потерять отечественных производителей мотоблоков и мотокультиваторов, то в ближайшее время необходимо предпринять меры по ограничению ввоза дешёвой и далеко не всегда качественной продукции из­за рубежа, прежде всего, из КНР. В частности, необходимо увеличить ставку таможенной пошлины на ввоз мотоблоков и мотокультиваторов. Снижение в 2010 году ставки таможенной пошлины на ввоз мотокультиваторов до 0 % значительно подорвало деятельность отечественных производителей.

Повышение ставки таможенной пошлины до 15–20 % позволит сократить величину объёма импорта, а отечественные производители смогут не только восстановить свои объёмы производства, но и увеличить их. Кроме того, персонал, занятый в производстве мотокультиваторов и мотоблоков, сохранит свои рабочие места, а следовательно снизится социальная напряжённость.

«Калужский двигатель»: в связи с тем, что с каждым годом производителей мини­сельхохтехники становится всё меньше, а импортеров всё больше, хотелось бы иметь защиту и поддержку государства со стороны таможенных органов, банков. При хорошей поддержке мы сможем продолжить выпускать качественную технику.

«Мобил К»: вмешательство просто необходимо. Я уже говорил, что следует ужесточить контроль соответствия всей ввозимой техники всем нормативным документам и техническим регламентам Таможенного союза, всем ГОСТам, сертификатам и стандартам качества.

«Норма»: государству не нужно вмешиваться в этот рынок, это неправильно — у него других дел полно. Если государство действительно хочет произвести модернизацию экономики и, как следствие, нашего рынка, направить его в русло развития высоких технологий, то надо в первую очередь пересмотреть налоговую систему. Сейчас она губительна для среднего и малого бизнеса, выдержать её могут только огромные предприятия, как правило, сырьевого плана. Например, НДС — это же налог­убийца нашего производства! Франция ввела его у себя в 50‑х годах на уже сформированное и развитое экономическое пространство, которое развивалось не одно столетие и которое в состоянии выдержать этот налог. А мы ещё до него не доросли.

«Салют»: и без наших допущений государство уже давно вмешивается в ситуацию на рынке мотоблоков, активно поддерживая производство у себя дома, в России. Не открою тайну, если скажу, что при импорте мотоблоков или комплектующих для их производства импортер обязан уплатить пошлину с ввозимого товара в размере 15 %. И ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» платит эту пошлину. А другие импортеры? А клонопроизводители за комплектующие импортного производства? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». Полагаю, что соответствующие органы со временем развеют их. Закон должен работать.

«Тарпан»: необходимо введение таможенных пошлин на ввозимые культиваторы в размере 20 %.

 

Магазин садовой техники при заводе компании «Мобил К». Собственная съемка редакции, 2013 год
Магазин садовой техники при заводе компании «Мобил К». Собственная съемка редакции, 2013 год
Завод компании «Мобил К» (Смоленская область, г. Гагарин). Собственная съемка редакции, 2013 год
Завод компании «Мобил К» (Смоленская область, г. Гагарин). Собственная съемка редакции, 2013 год
Производственный цех компании «Мобил К» (Смоленская область, г. Гагарин). Собственная съемка редакции, 2013 год
Производственный цех компании «Мобил К» (Смоленская область, г. Гагарин). Собственная съемка редакции, 2013 год

 

УЧАСТНИКИ — ПОСТАВЩИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Виктор Данилов, представительство Briggs&Stratton Артём Бахтин, компания «Двигатели общего назначения» (Honda)
Виктор Данилов, представительство Briggs&Stratton Артём Бахтин, компания «Двигатели общего назначения» (Honda)
Кирилл Сульженко, торговый дом «Перпетуум-мобиле» (Lombardini/Kohler) Евгений Гилюк, компания «Энергоспецтехника» (Subaru)
Кирилл Сульженко, торговый дом «Перпетуум-мобиле» (Lombardini/Kohler) Евгений Гилюк, компания «Энергоспецтехника» (Subaru)

КРУГЛЫЙ СТОЛ С ПОСТАВЩИКАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ

ЧЕМ ВАШИ ДВИГАТЕЛИ МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ КУЛЬТИВАТОРОВ И МОТОБЛОКОВ?

Briggs&Stratton: первым делом — надёжностью в смысле безотказности в ходе эксплуатации. Далее — солидным положительным опытом использования изделий с нашими двигателями конечными пользователями. Здесь стоит отметить простоту и надёжность пуска в любых условиях окружающей среды, удобство обслуживания, а также серьёзные усилия, которые мы предпринимаем по недопущению загрязнения окружающей среды при эксплуатации, хранении и обслуживании двигателей. Неизменным интересом пользуются новые технические решения, применяемые в наших двигателях (например, TransportGuard, Instart). Важно постоянство качества двигателей — одна поставка не отличится от другой. Наконец, быстрая реакция на требования рынка и бизнес­среды.

Honda: двигатели Honda уже длительное время используются российскими производителями культиваторов и мотоблоков и зарекомендовали себя с лучшей стороны как качественные и надёжные. До появления на рынке конкурентов из КНР, которые стали производить аналоги именно двигателей Honda, наши двигатели занимали лидирующие позиции в производстве данных изделий. В последнее время доля производства техники с нашими двигателями немного изменилась, однако покупатель до сих пор выбирает мотоблоки и культиваторы, произведенные на базе двигателей Honda, благодаря их надёжности и долговечности. Honda — имиджевый бренд, производящий автомобили, мотоциклы, силовую технику высшего класса и даже самолеты. Honda участвует в соревнованиях по авто­ и мотоспорту и всегда занимает лидирующие позиции. Что же ещё можно сказать в её пользу?!

Lombardini/ Kohler: основными преимуществами двигателей Lombardini&Kohler являются высокая надёжность, компактность, широкий выбор комплектаций в зависимости от назначения и конструктивных особенностей оборудования заказчика, неприхотливость к качеству топлива, адаптация к условиям окружающей среды (возможность «холодного» запуска до –35 °C). Двигатели полностью соответствуют современным экологическим требованиям по уровням выбросов загрязняющих веществ и шуму — и европейским СE, и более строгим американским EPA.

Subaru: двигатели Subaru — качественные, надёжные и высокоэффективные устройства, спроектированные по самым современным технологиям и в соответствии с самыми жёсткими стандартами качества. Технические решения, появляющиеся в технике Subaru, проходят строгую проверку в автомобилях Subaru на чемпионате мира по ралли, в котором фирма Fuji Heavy Industries LTD., производящая автомобили и силовую технику под маркой Subaru, участвует с 1990 года. Двигатели сконструированы с чрезвычайной надёжностью и повышенным сроком службы для удовлетворения запросов профессионалов. Они могут применятьсяв широчайшей гамме оборудования.

ДОЛЯ РЫНКА? К КАКИМ ЦИФРАМ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ?

Briggs&Stratton: цель — 50 %.

Honda: на этот вопрос нельзя ответить одним словом, так как существует множество сфер применения двигателей Honda. Например, профессионалы в области малой дорожно­строительной техники в основном доверяют двигателям Honda. Здесь наша доля рынка составляет около 80 %. Что касается садово‑парковой и сельскохозяйственной техники, то здесь наши позиции немного слабее — 12–15 % из­за серьёзной конкуренции и давления со стороны более дешёвых китайских моделей. В наши планы входит увеличение показателей именно в этом сегменте благодаря внедрению новых моделей двигателей на российский рынок.

Lombardini/ Kohler: наработав к настоящему времени многолетний опыт, Lombardini&Kohler стал одним из мировых лидеров в области создания и выпуска систем дизельной моторизации мощностью до 47 кВт. Сейчас продукция концерна занимает примерно 36 % доли европейского рынка и 21 % — мирового. За весь период своей деятельности концерн выпустил более 5 миллионов двигателей.

Subaru: доля рынка в относительном, натуральном и стоимостном выражении является нашей коммерческой тайной. По понятным причинам этот вопрос оставлю без ответа.

РАССКАЖИТЕ О ГЕОГРАФИИ ПРОИЗВОДСТВА. В КАКИХ СТРАНАХ ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ВАШИ ДВИГАТЕЛИ?

Briggs&Stratton: горизонтальные двухцилиндровые и вертикальные двухцилиндровые промышленные — в Японии. Все вертикальные одноцилиндровые объёмом от 125 до 540 см3, за исключением двигателей серии DOV, — в США. Вертикальные двухцилиндровые с рабочим объёмом от 656 до 724 см3 — тоже в США. Двигатели серии DOV и горизонтальные одноцилиндровые двигатели — в Китае.

Honda: география производства двигателей обширна — Европа, Азия, Северная Америка. Все заводы по производству двигателей расположены максимально близко к местам наибольшей востребованности данной продукции. В Таиланде делаются двигатели для массового потребления серии GX и Mini 4, в США и Италии — двигатели для обширного использования в сельском хозяйстве (серия GC), в Японии — высокотехнологичные моторы для строительной техники V‑twin, GX100 Rammer. В КНР частично перенесено производство изготовления двигателей разных серий с целью удешевления продукции. К примеру, в этом году в Россию начинают официально поставляться новые бюджетные двигатели серии GP, произведённые в Китае. Данная серия двигателей аналогична серии GX, но при этом их стоимость снижена на 45 %.

Lombardini/ Kohler: сегодня компания владеет собственными предприятиями в США, Италии, Словакии и Индии, на которых производит до 210 000 двигателей в год.

Subaru: двигатели производятся в Японии компанией Fuji Heavy Industries LTD.

ЕСТЬ ЛИ ПЛАНЫ НА ОТКРЫТИЕ ЗАВОДА В РОССИИ?

Briggs&Stratton: не планируется.

Honda: на данный момент официальной информации по поводу открытия завода Honda в России нет.

Lombardini/ Kohler: сегодня мы работаем над улучшением условий для поставок в Россию, но открытие завода пока не планируется.

Subaru: пока таких планов нет.

КАК ОРГАНИЗОВАНЫ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПОСТАВКИ ЗАПЧАСТЕЙ? КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕТЕ К СЕРВИСНЫМ ЦЕНТРАМ И КАКИЕ ПРЕДЛАГАЕТЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ?

Briggs&Stratton: снабжение запасными частями осуществляется со склада в Наймегене, Нидерланды. Сервисные дилеры заказывают запчасти у дистрибьюторов, которые занимаются импортом таких деталей.

Сервисные дилеры должны иметь мастерскую и обученных механиков. Briggs&Stratton проводит бесплатные обучения механиков по ремонту и обслуживанию двигателей. Там же распространяется информация по технологии ремонта на русском языке.

Для уполномоченных сервисных дилеров Briggs&Stratton предлагает мировую гарантию на двигатели, установленные на любом оборудовании.

Honda: компания «Двигатели общего назначения» — официальный дистрибьютор двигателей Honda с 2006 года. Всё это время мы занимаемся развитием собственной дилерской сети по продаже, ремонту и обслуживанию двигателей Honda. Также мы поддерживаем гарантию на все двигатели Honda, эксплуатируемые в России. Реализуется это через авторизованные сервисные центры по всей стране. Каждый сервисный центр, проходя авторизацию, заключает с нами договор и получает право проводить гарантийный ремонт и давать официальное заключение. Для всех сервис­центров существуют единые требования, прописанные компанией Honda Motor Co. Заключаются они в обязательном комплекте инструментов, организации рабочего пространства и квалификации рабочих. Для поддержания высокого качества обслуживания проводятся технические тренинги для механиков и инженеров, в том числе и в регионах.

Продажа запасных частей также организована через нашу дилерскую сеть. С 2014 года наша компания начала прямые поставки запасных частей на российский рынок, что сможет значительно улучшить существующие условия покупки запчастей конечным потребителем. Планируется создание региональных центров или «Главных дилеров», ответственных за свой регион. Каждый «Главный дилер» будет иметь собственный склад запасных частей для обеспечения потребностей региональных дилеров.

Lombardini/ Kohler: на всё предлагаемое оборудование предоставляется качественное гарантийное и послегарантийное сервисное обслуживание, осуществляется поставка оригинальных запчастей. Сотрудники сервисного центра проходят регулярное обучение на заводе­изготовителе.

Subaru: деятельность нашего предприятия простирается далеко за пределы Москвы и Московской области и охватывает все регионы России. Гарантийное и послегарантийное обслуживание двигателей Subaru осуществляется как нашим сервисным центром, так и авторизованными сервисными центрами дилерской сети ЗАО «МНПО «Энергоспецтехника». Нами поддерживается постоянное наличие на складе наиболее востребованных запчастей и расходных материалов для двигателей Subaru.

Предпочтение отдаётся предприятиям с высокой культурой производства, обладающим необходимым диагностическим оборудованием и инструментом, высококвалифицированным персоналом. Аттестация крупных сервисных центров регионального значения проводится представителями Fuji Heavy Industries LTD., компаний меньшего масштаба — специалистами ЗАО «МНПО «Энергоспецтехника».

Обязательным является практическое и теоретическое обучение сотрудников ремонтных мастерских. Мы проводим технические семинары как на технической базе собственной сервисной службы, так и на производственной площадке нашего дилера. Авторизованный сервисный центр получает поддержку в виде специальных условий на поставку запасных частей и расходных материалов, периодического повышения квалификации сотрудников на технических семинарах, предоставления технической информации и консультаций.

ЕСТЬ ЛИ У РОССИЙСКОГО РЫНКА КАКАЯ-ЛИБО СПЕЦИФИКА ПО СРАВНЕНИЮ С РЫНКАМИ ДРУГИХ СТРАН? КАКИЕ ДВИГАТЕЛИ БОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ, КАКИЕ МЕНЕЕ?

Briggs&Stratton: особенностью российского рынка являются специфичные, по сравнению с европейскими странами, требования к документам о поставке двигателей со стороны таможенных органов.

Наиболее востребованы в России одноцилиндровые двигатели с горизонтальным валом мощностью от 5 до 10 л. с.

Honda: специфика, безусловно, есть. Она заключается в том, что, выбирая технику, потребитель ориентируется на цену изделия, а не на его свойства. Наша задача — довести до покупателей мысль о том, что качество доступнее, чем они думают. Что, покупая двигатель Honda, они, прежде всего, приобретаете верного помощника, который не подведёт в трудную минуту, заботятся об экологии, экономят топливо и облегчают свой труд. Тот, кто ценит качество и надёжность, выбирает Honda.

Lombardini/ Kohler: специфика рынка обусловлена тем, что Россия располагается в нескольких климатических поясах, поэтому двигателям необходимо запускаться и работать в различных температурных режимах. Двигатели Lombardini& Kohler прекрасно зарекомендовали себя в этом отношении, мы получаем хорошие отзывы о работе снегоуборщиков на базе наших двигателей.

Востребованность двигателей постепенно меняется, это зависит от многих факторов, в том числе и от времени года. Особым спросом пользуются небольшие бензиновые двигатели для косилок, культиваторов, мотопомп, снегоуборщиков. Также очень популярны дизельные двигатели воздушного охлаждения.

Subaru: спецификой российского рынка как двигателей в частности, так и средств малой механизации в целом, является высокая сегментация потребителей по отношению к товару. На профессиональном рынке востребована надёжная и качественная техника с гарантированной технической поддержкой, другая часть покупателей по большей части ориентирована на недорогие решения бытового уровня малоизвестных азиатских производителей. В последнее время наблюдается рост интереса к оборудованию профессионального класса, вызванный реальным опытом эксплуатации дешёвых изделий и соответственно последующим разочарованием как в их качестве, так и в уровне предоставляемого поставщиками этого оборудования сервиса.

Обучающий семинар компании Briggs&Stratton
Обучающий семинар компании Briggs&Stratton
Сборочный цех на заводе Honda Europe
Сборочный цех на заводе Honda Europe